«Кухня» художника. 10 вещей, которые он берёт на пленэр

Неприлично заглядывать в чужие окна или там в чужие сумки, но всё же я сунула нос в загадочный чемоданчик, который берёт на пленэр волгоградский художник Сергей Пелихов. Наверняка многим любопытно, какие вещи нужны на творческой кухне живописца. И вот…

 

Сергею всего 26 лет. Он очень много работает. О любимых местах, которые он любит писать, я как-то брала у него интервью для ВП . И, конечно, лето у Пелихова самая горячая пора пленэров.

 Пленэр — (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») живопись на открытом воздухе, а не в мастерской.

Что и зачем берёт с собой художник, собираясь работать на природе? Сергей объяснил.

1 — палитра, предназначена для смешивания красок. Палитра — это лицо художника. Рабочая её часть всегда должна быть идеально чистой. Перед работой краски выдавливаются в определенном порядке, по краю палитры. К примеру, охру и жёлтые всегда выдавливаю больше остальных, они быстрее заканчиваются. С  синими то же самое. А вот красных, чёрной совсем немного. Эта моя походная палитра, она всегда в этюднике лежит.
1А — это масленка. Туда наливаю разбавитель. Пользуюсь только скипидаром или пиненом. Раньше писал на разных разбавителях, испробовал наверное все, потом понял, что лаковая, блестящая живопись — не моё. Люблю матовость, а если и есть в работе блеск краски, то это от холста или наслоения мазков.
2 — этюдник, обычный советский. С ним я прошёл очень много, на любом пленэре он со мной, как и холсты для живописи. Обычно это два-три холста. Если место мне известно, то беру большие, стараешься сразу написать композицию какую-то. Но состояние быстро меняется. Все зависит от поставленной перед собой задачи.
3 — картон для живописи. Помимо больших холстов в поездку, будь это этюды в городе, однодневные или длительные выезды, всегда беру лишние картонки, в размер этюдника. В крышке есть место для их хранения. Сами картонки могут быть разных размеров, панорамные, квадратные. 5-6 штук как правило есть в запасе. 

 

 

 

4 — ну это главные инструменты — кисти. Разные по размеру. Опять же, сильно много не беру. Какие-то не большие. 20-й номер можно. В работе над этюдом задействованы 2-3 всего.
5 — мастихин. Пишу им редко, но бывает где-то в работу ввожу, если требует сам мотив. А так …палитру почистить от лишней краски.
6 — обязательно тряпки, чтобы кисти вытирать от лишней краски, да и самому оттереться после работы, а то в транспорте буду как индеец, с боевым раскрасом ехать придётся.
7 — краски. В наборе я использую 12- 13 красок. Несколько жёлтых, красных, синие, одну коричневую, черную. Зелёной в списке нет, я ей не пользуюсь. За редким исключением. Кобальт зелёный светлый — одна из любимых красок. 

 

 

 

8 — зонт художественный. С собой беру, но не всегда. Бывает, что без него под солнцем работаешь, но с ним комфортней. Главное предназначение его — создать тень работе, чтобы ничего не бликовало на этюде, лишних рефлексов не было.
9 — спасительная панамка от жары. Приходится работать в разных условиях, в жару незаменимая вещь, особенно когда работаешь 2-3 часа под солнцем. 

 

 

 

10 — ну и последнее: скромный набор провианта. Летом обычно помидор да бутерброд несложный из сыра и куска хлеба. Пара яблок может быть, а в конце августа груша. Но о еде мало задумываешься, кинешь в сумку или рюкзак нехитрое что-то — и в путь.

 

 
Это я работаю на той стороне Волги, в Красной Слободе. За Волгой часто бываю, но не здесь. Вообще для меня последнее время Волга стала, хотя, может, это громко прозвучит, «одной из главных тем». Ну как можно жить на берегу такой реки и не писать её? А тут возобновили переправу. Вот решил махнуть. Давно здесь был, наверное, последний раз переправлялся в детстве, в спортивном лагере. Сейчас пристани в Красной Слободе нет, без неё пустовато. А раньше красивая была, вытянутая, напоминала древнерусскую ладью. Кстати говоря, не знал до последнего, что напишу, переправлялся в разведку. День был прохладный, к осени близко, вода уже другого цвета стала, не такого, как в июле, блики солнца на воде по-осеннему в кучу собраны. Вот это и привлекло!
 Как работаю на пленэре?
Писать начинаю сразу цветом. Если какие-то архитектурные детали есть или что-то подробное, могу сделать рисунок, но опять же кистью. Наметил, приступаю к живописи, стараюсь сразу схватить цветовое настроение, густо или тонко, зависит от настроения пейзажа. Поверх этих прописок, уже уточняю рисунок более мелкой кистью, что-то прописываю, где-то что и смазать приходится. Всегда нужно остановиться вовремя. Ухватил основное — возможно, этого достаточно. 

 

За эту поездку написал три небольших этюда. На все ушел примерно час. Сюжет в принципе на всех трёх похож — вода, песок, только композиционно по-разному. Состояние быстро менялось, за час работы — три разных по цвету этюда.

 

 

 

«Август. Полдень на Волге». Картон, масло, 2018 год.

Волгу пишу всегда с интересом, бывает, что определённое состояние много раз писал, а все равно удержаться не можешь, пишешь и пишешь. Потом приносишь в мастерскую, сравниваешь, а они все равно разные все. Интересно! 
Во что это выльется?
Возможно,  в большую серию работ, но пока не знаю. Эта работа на зиму. Обычно зимой работаешь над собранным летним материалом, за основу берешь по несколько этюдов, делаешь эскизы, поиски, компонуешь. Если удачно, родилась композиция, переносишь на большой холст. Бывает, сам этюд сразу композицией самостоятельной становится.

 

 

 

Конечно, летом больше пишешь. Отпуск, да и тепло! Осень и весна тоже подходящие, в них своя прелесть. Зимой меньше выхожу, но все равно нарядишься по погоде и — на воздух. У нас много мест красивых, и я люблю с натуры писать, неважно что — воду, поле или городской мотив, главное,  ты пишешь, это, наверное, и называется вдохновением! 
  • О СЕБЕ
  • Пелихов Сергей Вадимович, родился в Волгограде 7 июля 1992 года. Окончил Астраханское художественное училище им. П. А. Власова (2013). Специальность: художник-живописец. Член Союза художников России с 2016 г. Стипендиат Союза художников России 2016 г. Излюбленная тема: пейзаж, тематическая картина. Участник региональных, всероссийских, международных выставок. Вот с выставками сложно, их очень много у нас проводится, сбился со счету. Во всех вернисажах участвую в Доме художника Волгограда, что-то новое к каждой выставке стараюсь сделать. А так, последняя большая выставка у меня была этим летом — межрегиональная «Юг России» в Ростове на- Дону. Персональных было 4, все камерного характера. Насчет моих работ в частных коллекциях — это да, покупали моих работ очень много, так что есть такое дело.