Неготика. Романтический вечер в костёле

Такие дуэты в нашем городе большая редкость… Да ещё в единственном католическом храме Волгограда. Тем более стоит пойти послушать этот концерт.

27 мая в 18.00 в Церкви св. Николая (Волгоград, ул. Пражская, 14) состоится вечер вокальной и органной музыки. Под сводами храма споют звезды «Царицынской оперы» и просто красавицы Анна Девяткина и Ольга Сабирова. Партию органа исполнит Наталья Фомичёва (Астрахань). Концерт пройдёт в свободное от богослужений время и открыт для людей любых взглядов.

 

Ольга Сабирова (слева) и Анна Девяткина :

— Практика таких концертов распространена в Европе. Надеемся, опыт будет успешным и в нашем городе.  Орган и человеческий голос, сливаясь в акустике храма, создают особую возвышенную атмосферу. 

Мы специально включили в программу духовные произведения — седьмое небо музыки. На вечере будут звучать произведения разных эпох и стилей. Сейчас мы о них  расскажем.

 

 

И. С. Бах. Токката и Фуга ре минор.

Одно из самых известных (даже невеликим знатокам) духовных произведений откроет концерт. Этот малый полифонический цикл — самая популярная и широко исполняемая в мире вещь  Баха. Её особенность в непрерывности (без перерыва между токкатой и фугой) развития музыкального текста — мощного, торжественного, прекрасного, зовущего ввысь, к свету, в бесконечность.

 

 

И. С. Бах. «Страсти по Матфею» (Ария «Aus Liebe» — Ария «Erbarme dich»).

В XVIII веке в церковной музыке был распространен жанр страсти (пассионы) — речитативное чтение Евангелий в сопровождении инструментальной и хоровой музыки. «Страсти по Матфею» — вершина творчества Иоганна Себастьяна Баха.

 

 

Дж. Б. Перголези. Stabat Mater. (Дуэт «Quando corpus morietur», Дуэт «Amen»).

В 1735 году двадцатипятилетний Перголези, уже прославившийся своими операми, резко сменил образ жизни. Причиной была начинающаяся чахотка. Из Неаполя он переезжает в местечко Поццуоли и обращается к духовной музыке. В тот год он пишет Stabat Mater.

Stabat Mater dolorosa («Мать скорбящая стояла») — средневековая католическая секвенция (песнопение, исполнявшееся во время католической мессы после Аллилуйи, перед чтением Евангелия). Это описание страданий Девы Марии под крестом и мольбы грешника о её заступничестве.

Над новой версией Stabat Mater Перголези работал буквально до последних дней жизни. Не удовлетворенный написанным, он вносил все новые и новые поправки в партитуру, пока смерть не заставила выронить перо из рук. Эта жемчужина мировой музыкальной культуры с первых аккордов поражает стремлением к радости, несмотря на душевные страдания.

 

 

С. Франк. Panis Angelicus (Хлеб Ангелов).

Слова “Panis Angelicus”(«Хлеб Ангелов») – строфа из гимна “Sacris Solemniis” («Священное Торжество»). Его написал св. Фома Аквинский для католического праздника Тела и Крови Христовых. Праздник отмечается в четверг, после дня Святой Троицы.

Строфа “Panis Angelicus” часто исполняется отдельно, в торжественных и повседневных случаях, в любое время года.

«Хлеб Ангелов становится Хлебом Людей. Подаренный Хлеб с Небес – вершина всех мечтаний. Тело Господне чудесным образом накормит бедных и смиренных.»

 

 

Дж. Россини. Stabat Mater. (Ария «Inflammatus»).

К «Stabat Mater» обращалось более двухсот композиторов. Джакомо Россини все сборы от исполнения «Матери скорбящей» предназначал для строительства дома престарелых и нуждающихся музыкантов. Вот такой шаг милосердия.

 

 

К. Дженкинс. Stabat Mater (Ария «Lament»).

Из девятнадцатого века перенесемся в наши дни, но обращение к теме останется прежним. В 2008 году в Ливерпуле впервые на публике было исполнено произведение Stabat Mater уэльского композитора Карла Дженкинса, основанное на известной нам уже средневековой католической секвенции… 

Ольга Сабирова первой в России исполнила композицию Карла Дженкинса «Stabat Mater» в сопровождении Лондонского Валлийского хора и камерного оркестра. 

 

 

Г. Гендель. «Музыка на воде»

Когда в точности была написана «Музыка на воде», неизвестно. Сочинение относят к периоду с 1715 по 1717 годы. По одной из версий, оно написано в 1715 году и должно было помирить композитора с английским королём Георгом I, службу при дворе которого Гендель нёс не слишком ревностно.

Правда, из документов известно, что 17 июля 1717 года король катался по Темзе, и во время этой увеселительной прогулки исполнялась «Музыка на воде». Возле королевской барки находилась барка с пятьюдесятью музыкантами, игравшими на трубах, валторнах, гобоях, фаготе, флейтах, скрипках, альтах и контрабасах. Король был так восхищён музыкой, что приказал повторить концерт дважды до ужина и один раз после него. Народ на берегах Темзы и в лодках тоже не остался равнодушен. Вероятно, медленные тихие части игрались, когда барки короля и оркестра плыли рядом, а громкие, оживлённые части — когда барки отплывали друг от друга.

 

 

Сергей Рахманинов. Вокализ.

Вокализ был написан Рахманиновым в 1915 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской/советской оперной певице.

 

 

 

О нас

Анна Девяткина

Окончила Волгоградский муниципальный институт искусств имени П.А. Серебрякова. В 1996 году, будучи ещё студенткой, была принята артисткой хора в Волгоградскую оперную антрепризу. В 2002 году проходила стажировку в московском Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской. В театре «Царицынская опера» со дня его основания. В 1999 году стала дипломантом международного студенческого конкурса вокалистов «Bella voce», в 2004 г. – лауреатом в конкурсе призеров международных конкурсов на Собиновском фестивале (г. Саратов) и лауреатом на международном конкурсе «Золотая Ханукия» (Берлин, Германия), «Царицынская муза» (2009). Заслуженная артистка России. Лауреат международного конкурса «Белая акация», лауреат Государственной премии Волгоградской области.

 

 

Ольга Сабирова

В 2002 году окончила вокальную кафедру Астраханской государственной консерватории, с 2000 по 2005 год работала в Астраханском музыкальном театре. С 2005 года солистка Волгоградского государственного театра «Царицынская опера». Первой в России исполнила композицию Карла Дженкинса «Stabat Mater» в сопровождении Лондонского Валлийского хора и камерного оркестра. Дирижёр — Эдвард-Рис Харри. Ольга Сабирова – лауреат VIII международного конкурса «Белая акация», Государственной премии Волгоградской области, Пятого областного конкурса исполнителей музыкальных композиции, посвященных Дню Защитника Отечества, лауреат Седьмого областного конкурса исполнителей музыкальных композиции «Сталинград-город героев».

 

О храме

Церковь св. Николая (Волгоград, ул. Пражская, 14)

Католический храм в псевдоготическом стиле был построен в Царицыне в 1899 году. В 1930-е был осквернён и разграблен, в 1990-е уже совсем в плачевном состоянии передан Церкви, для его реставрации понадобилось больше пяти лет…  Административно относится к Астраханскому деканату Епархии св. Климента с центром в Саратове

Поделиться

Отправить ответ

2 Комментарий на "Неготика. Романтический вечер в костёле"

avatar
Показывать сначала:   новые | старые
Ольга
Ольга

Была на концерте вокальной и органной музыки в храме Св. Николая на ул. Пражской. Красота голосов Анны Девяткиной и Ольги Сабировой впечатляюще гармонировала с умелым аккомпаниментом на органе Натальи Фомичёвой. Орган, божественная музыка и чарующие голоса перенесли всех зрителей в сказку в этот вечер! Огромное спасибо исполнителям!

wpDiscuz