Казачий театр: куда не ступала нога зрителя

Этот театральный дом — один из самых знаменитых старинных особняков Царицына-Волгограда. Сейчас здесь находится Казачий театр, которому на днях исполняется 25 лет. Я зашла туда в то время, когда нет спектакля, и заглянула туда, куда не ступала нога зрителей. 

 

Фото — те, что получше, Артема Артемьева, похуже — мои) И — из архива театра.

 

Стою на пустой сцене. Надо же, зрительный зал отсюда совсем не велик. Это в общем-то правда. В нём меньше 200 мест. Но когда он заполнен людьми, появляется совсем другое ощущение — он кажется шире, значительнее. 

В репертуаре сейчас около 40 спектаклей. Они очень разные — есть «народные» комедии типа «Однажды в Малиновке» и «Царицынских баек», есть золотая классика русской драматургии — Островский, Рощин и Булгаков, есть сценические переложения Зощенко, Шолохова, Толстого.  

Сразу за кулисой, перед входом на сцену, скрывается небольшое помещение с зеркалами. О нём сказать нечего, кроме того что здесь артист может что-то в последний раз поправить в своем облике. Вот как Мария Мирошина. Хм, правда её отвлек телефон. 

А вот она же в спектакле «Поздняя любовь». 

 

Само здание театра — живая история.  Его построил в Царицыне еще в 1862-м один из городских богачей купец Александр Шлыков на перекрестке бывших Княгининской и Дубовской улиц (сейчас ул. Рабоче-Крестъянская и ул. Академическая). Благодаря меценату в 1910 году в особняке открылась четвертая женская гимназия, единственная в зацарицынской части города. (После революции тоже размещались учебные заведения, в том числе педагогический институт.)

Эти исторические вехи отражены в интерактивном спектакле «Гвардеец Сталинграда. Лестница времён» (2013).

Вот «те самые» гимназистки и та самая лестница. Считается, что она помнит ещё царицынские времена. 

Не исключено, что в сумерках тут можно встретить какого-нибудь призрака из прошлого. 

Со зданием связано несколько легенд. Одна из них гласит, что купец Шлыков построил его в память об утонувшей в реке дочери. На краснокирпичном фасаде чередуются барельефные изображения лица молодой девушки в раковине-жемчужнице и лика бородатого старца. И вроде бы в розетках — портрет дочери Шлыкова, а старец – это Посейдон, жестокий бог вод, отнявший дочь у отца. Есть версия, что это сам купец Шлыков — отец девушки.

 

Второй этаж. Сейчас он закрыт для публики. Это огромное помещение пока не используется… Здесь при желании можно разместить дополнительную сцену. Чтобы лучше представить масштаб, привожу старый снимок, сделанный несколько лет назад. Вот эта временная сцена была построена здесь для спектакля в честь 70-летия Сталинградской битвы. 

Во время сражения в этой части города велись ожесточенные бои с гитлеровцами. А конкретно в здании театра в сентябре 1942-го вели бои воины 92-й отдельной стрелковой бригады 62-й армии. Казачий театр посвятил им спектакль. 

После войны от былого великолепия сохранились только стены и перекрытие цокольного этажа. От перекрытий первого этажа уцелела только часть. Архитекторы переоборудовали здание под кинотеатр. И в 1952-м здесь появился кинотеатр «Гвардеец» на 675 мест.

Гвардеец тут действительно был. Вот такой — и даже под охраной. Редкий снимок сохранился у коренной жительницы Волгограда.

 

В память о прошлом и в знак преемственности истории здания в начале театрального сезона в фойе зажигают вот этот антикварный фонарь. Но к царицынской эпохе он не относится. Это позднейшая стилизация примерно середины прошлого века.

Верный друг и сотрудник театра Ольга Мещерякова, влюбленная в его атмосферу, клянётся, что зеркала в гардеробе театра чудесные — всегда чистые, к ним не пристают пылинки, и каждый в них выглядит прекрасно. Будет случай, проверьте.

 

Изначально у здания был балкон, который поддерживали четыре кованых столба. Два из них – вот они – лежат во дворе театра.

А третий столб поддерживает потолок возле душевой. Его использовали как опору во время восстановления здания.

Что красиво то красиво.

Кабинет директора — ещё одно место, куда явно не попадут зрители. Андрей Зуев пришёл сюда в 2010 году, когда Донской казачий театр был на грани закрытия. Под руководством Зуева он сохранен и получил новое имя – Волгоградский музыкально-драматический казачий театр.

За годы его директорства обновились коллектив и репертуар. Задала Андрею Евгеньевичу провокационный вопрос о его личных предпочтениях — какие спектакли близки лично ему, на какие он поведёт своих товарищей и гостей. Директор сначала отнекивался и отшучивался. Но все же ответил: конечно, ему, автору «Вальса офицерской судьбы», близки «Эшелон», «Дни Турбиных», «Донская душа»…

А зритель может сделать свой выбор. Или не сделать. Или прийти сюда из любопытства. 

Прислушаться, оглядеться, набраться новых впечатлений, включить воображение и фантазию — атмосфера необычного дома тому способствует.

Поделиться