5 театральных программок из коллекции прошлого сезона

 Жара, лето… Я разбирала стол и нашла эти театральные программки. Кажется, совсем недавно прошли эти премьеры — на излёте театрального сезона. Напишу-ка здесь о своих впечатлениях, пока они ещё свежи, вдруг кому пригодятся… Ведь месяц-другой, и пора снова идти в театр!

Фото Юлия Гречухина, архивы театров

1.

СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО.

Волгоградский музыкально-драматический казачий театр

Особенности национальной свадьбы в одной отдельно взятой московской комнате. Крики «Горько!», песни, танцы, выпивка-закуска. Драка, само собой. Всё своё родное с первых реплик.

РИТА. Водки, безусловно, не хватит. Три бутылки на пятнадцать  человек! Это не жизнь, мама!

МАМА. Рита, ведь не все же пьют!

РИТА.  Именно все, мама!  Бернардов  пьет,  Чуланов  пьет,  Сегедилья Марковна пьет, доктор, вероятно, тоже пьет…

Эх, разгулялся же актерский темперамент! Действие проистекало шумно, суетливо, скандально.

Невеста Ната решила сходить замуж второй раз за месяц. Предыдущего мужа Лившица она отставила в пользу нового жениха Мархоцкого по уважительной причине — у того есть жилплощадь. Несчастный и влюбленный Лившиц затаился в засаде на подступах к квартире невесты и отпугивал гостей, пришедших на свадьбу.

Параллельно развивается еще одна сюжетная линия: Рита в активном поиске импортного жениха — непременно иностранца. Молодой пижон Чуланов не пожелал обеспечить свадебную вечеринку заморским гостем: «Сейчас не сезон, уверяю вас — не сезон! Недостаточное количество интуристов. Ей-богу, нехватка иностранцев!».

Спектакль по пьесе Ильфа и Петрова — отличный выбор театра. У них особенный южный юмор с ироничным как бы подмигиваньем.За интонацией напускной серьезности скрыт острый сатиричный подтекст.«Караим — это почти турок, турок — почти перс, перс — почти грек, грек — почти одессит, а одессит — это москвич!»

Как справились актеры с задачей найти точную интонацию, не пересолить, не впасть в петросяновщину? Да по-разному справились.

Так что лучше продолжу восхищаться стилистикой «усиленного ретро» водевиля «Сильное чувство». Наряды дам по моде 20-х с низкими талиями и длинными бусами, томная музыка, с шиком вжаренные фокстроты и чарльстоны, а на премьерных показах ещё и живая горячая виртуозная игра скрипача Александра Сиваева.

 И ещё эти сладкие песни — шлягеры наших бабушек «В парке Чаир распускаются розы», «Тебя просил я быть на свиданье», когда-то звучавшие из всех патефонов страны…

 

2.

НЕФОРМАТ

Волгоградский театр юного зрителя

Вызывает уважение и симпатию, что режиссер-постановщик спектакля заслуженный артист России Альберт Авходеев взялся за тему, болезненную не только для людей с лишним весом, но и для любого человека, который выбивается своими нестандартными особенностями, внешностью, взглядами. Это беда всего общества, нетерпимого к «непохожим» собратьям.

Главная героиня «Неформата»— девушка king size, размера где-то 54-го, а то и 56-го. По-русски говоря, пышка, толстуха, бочка, кубышка… Правда, оригинальное название пьесы американского сценариста и драматурга Нила Лабюта, по которой осуществлена постановка, еще безжалостнее — «Жирная свинья».

Центральную роль неформатной толстушки режиссер доверил совсем молодой актрисе, пока еще студентке ВГИИКа Ирине Талай, и надо отдать ей должное, она с большим сочувствием и теплыми красками «рисует» портрет своей героини. Элен… Необъятная фигура в жутких теткинских платьях XXL. Да еще …библиотекарша. Но при том умная, ироничная, сильная, независимая. А вот главный герой Том — ее полная противоположность. Карьерный фактурный мальчик из офиса, весь закован в комплексы.

Случайно познакомившись за ланчем, парочка начинает отношения, чего по определению не должно было случиться. Что именно их таких разных бросило друг к другу — не понятно. Кажется, что исполнителям ролей влюбленных Ирине Талай/Элен и актеру Игорю Гришалевичу/Тому элементарно «не хватило» текстового материала, дабы убедительно показать рождение взаимного чувства. Изъяны ли драматургии или сделанные купюры тому виной, но так же трудно в финале понять, что послужило толчком к расставанию Тома и Элен. Только то, что ему неловко было показывать подругу коллегам?

Удача спектакля — сценография, аскетичная черно-белая (на этом фоне аляповатыми кляксами выглядят кричащие наряды Элен), и пластические решения. И даже не столько эротическая сцена 16+, которая вызвала разные реакции публики от полного восторга до неловкости, сколько пластические перфомансы в постановке балетмейстера из Санкт-Петербурга Елены Прокопьевой.

Так-то по сцене четко вышагивали с отрешенными лицами мужчины и женщины в одинаковых строгих костюмчиках, типичный офисный планктон – сразу ясно: в этом аккуратном и бездушном строе нет места белым воронам. Был и потрясающий танец дам и кавалеров – отточенные, резкие, монотонные движения, в них присутствовала сексуальность, но в то же время эмоциональная холодность «правильных партнеров». Вот это точно удача недетского антигламурного спектакля о границах конформизма, верности себе и толерантности.

 

3.

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

Волгоградский музыкальный театр

 

«Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно…» Выйдя из театрального зала, я напевала, и бубнила, и мурлыкала дивный мотив. Вот что значит ЧУДесная музыка Геннадия Гладкова — кто не помнит её благодаря телехиту Марка Захарова?

К сожалению, спектаклю приходится тягаться с культовым вызубренным наизусть фильмом. Но на стороне театра есть одно несомненное преимущество —  волны живой окутывающей музыки, которая и потом, после того как занавес закрыт, долго остается с тобой.

И — как почти всегда в Волгоградском музыкальном театре — мне было по душе художественное оформление. Сразу-сразу, с первых секунд, когда «выехали» к зрителю на круге застывшие в статичных позах герои, как шахматные фигурки, которые скоро приведет в движение Волшебник. И все это на фоне гигантских часов, которые заняли собой изрядный кусок сцены и порой даже подавляли…

Вот что я написала в соцсети, порхая на воздусях сразу после премьеры:

На новый спектакль советую идти семьей — например, маме с дочкой. Взять места поближе к сцене, чтобы рассмотреть в подробностях интересные костюмы артистов, сидеть и упиваться великолепной музыкой Гладкова — я, вернувшись домой, уже третий час кряду мурлычу «Песню Волшебника».

Сказку «Обыкновенное чудо» зрители выучили наизусть благодаря экранизации Марка Захарова. Помните? «Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны.» Но не стоит ждать от спектакля кинематографичности, театр по-своему рассказал прелестную историю Евгения Шварца, хоть и не без влияния фильма.

И очень пригожая пара Принцесса-Медведь/Валерия Головкина-Александр Куприн. У них восхитительные дуэты, а Головкина — просто звезда, чудо, на спектакле поймала себя на том, что с нетерпением жду именно её выходов, её пения — превосходного. А вообще Волгоградский музыкальный театр сотворил свое собственное обыкновенное чудо — в предельно короткий срок подготовив достойную яркую премьеру.

Под этим постом завязалось обсуждение

 

 Про Леонида Маркина — истинная правда. Он и открыл спектакль в соло Волшебника. «Приходит срок, приходит день, приходит час и рвётся нить…» Это было волнующе!)

 В волгоградской постановке классической сказки Шварца, полной едких аллюзий, было больше романтизма, чем философии, больше комикования, чем саркастичности.

Просто — веселый, добрый и хорошо спетый мюзикл.

 

4.

УЖИН ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Новый Экспериментальный театр

Фирменный продукт НЭТа. Комедия положений — посмотрел, ухохотался, вышел и …забыл на следующий же день.

С удивлением увидела в соседнем кресле мою давнюю знакомую, между прочим, учителя года и завуча гимназии. Спросила у нее, как впечатления, имея в виду далеко не пуританский характер проиходящего. «А, мы просто отдыхаем!» — беспечно ответила та. Вот и я хорошо отдохнула, легкомысленно откинувшись на спинку стула. Расслабилась, немножко даже посмеялась. 

В этой комический стихии царствует режиссёр-постановщик Отар Джангишерашвили, он мастерски творит лихое действо с каскадом трюков. Жизнь кипит, любовь продолжается!

Синопсис. Муж с любовницей и жена с любовником по воле случая остаются на ночь под одной крышей в загородном доме, и вынуждены маскировать друг от друга свои амурные дела. Сначала Бернард (неверный супруг) хотел провести выходные с молодой любовницей, а жену посылал проведать тещу, а для алиби пригласил к себе старого друга Роберта. Жена отменяет визит к маме, но находчивый муж выдает свою любовницу Сюзи за любовницу друга Роберта, а в то же самое время этот самый друг – любовник его собственной жены. В доме появляется вторая Сюзи – приглашенная кухарка из агентства. К бабке не ходи, заранее известно, что кого-то с кем-то обязательно перепутают, и в итоге соблазнительная красотка пытается кашеварить на кухне, а пролетарская прислуга изображает светскую даму, а в финале для пущего эффекта появляется ревнивый муж этой прислуги —горячий парень с кавказским акцентом и большим ножом.

Фух. Ну, вы поняли.

 

5.

БУМАЖНЫЙ ПАТЕФОН

Волгоградский молодежный театр

Оо, а вот этот спектакль — мой фаворит. И как часто бывает, чем больше восхищаешься, тем мучительнее подыскивать правильные и точные слова.

Пьеса Александра Червинского «Счастье мое» очень известная. Встретились и нечаянно полюбили друг друга Вика и Сеня — два недотёпистых ребёнка, ей 18, он постарше. Сороковые, чудовищный послевоенный быт, эпоха, ломавшая судьбы и человеческие отношения. И все-таки режиссёр-постановщик Владимир Бондаренко создал добрый, просветленный, нежный спектакль. Он правда о счастье, таком хрупком…

О жажде жить, умении верить в хорошее, несмотря ни на что.

Тамара Матвеева (цитирую текст монолога) «просто сверкнула» на сцене, как и полагалось по роли Вики.

А красавица Вероника Куксова — неожиданно — в образе мудрой и суровой училки-старой девы, да еще с ожившего портрета? А как реагировал на такое перевоплощение зал!..

  

А Валерий Краснов, виртуозно обыгравший свою роль без единого слова?

И ещё это блестящая работа сценографа Наны Абдрашитовой, удобно и остроумно устроившей пространство крошечной сцены театра. И ласковая атмосфера ретро, она и в ностальгическом довоенном танго, и в вещах конца сороковых годов, которые предоставил антиквар-реставратор Ярослав Гомазов…

Танец, хореография превосходно задуманы и исполнены (хореограф Елена Щербакова).

Короче, посмотрите!

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz