5 мистических картин волгоградского музея

Я написала об этом в «Волгоградской правде»  и столкнулась с неоднозначной реакцией. Но подавляющее большинство читателей мистической темой заинтересовались. 

Главное — Волгоградский музей изобразительных искусств имени Машкова хранит одну из лучших региональных коллекций живописи и графики. В его богатом собрании действительно есть картины, у которых репутация странных и даже мистических. Любое настоящее искусство излучает сильную энергетику (я называю это так). Иногда ее можно реально почувствовать. А порой с картинами связаны суеверия.

1.Михаил Нестеров. До государя челобитчики. 1886. 

От времени темнеют многие картины. Но большое полотно Михаила Нестерова, выставленное в музее Машкова, черная патина поглотила почти полностью. С каждым годом картина становится все чернее. Все труднее различить, что на ней изображено. Вот как она выглядит сейчас, когда я зашла в музей специально, чтобы её сфотографировать.

Но почему-то фигурка красивого юноши в серебристом кафтане со свечой в руках по-прежнему ярко сияет на переднем плане. Словно лучик на фоне сгущающейся тьмы.

На картине виден низкий церковный свод, пол с усыпанной цветами красной ковровой дорожкой. Подданые ждут выхода жестокого царя Ивана Грозного. Мастерски передана мрачная атмосфера, чувство настороженной таинственности и загадочности.

1886 год, когда писалась картина, был одним из самых счастливых и одновременно трагичным в жизни Михаила Нестерова. В предыдущем году художник обвенчался с Марией Ивановной Мартыновской. Молодая девушка покорила его своей особой нетрафаретной красотой, неуловимой прелестью и женственностью. Она показалась ему похожей на первый весенний цветок с тонким ароматом.

—Она не была похожа ни на кого из мне известных… Какое милое, неотразимое лицо, — писал он.

Родители не давали согласие на брак. Но когда свадьба наконец состоялась, молодые супруги зажили душа в душу.

Нежно любимая жена стала для художника и его моделью. Он писал с нее даже этого мальчика с факелом на картине «До государя челобитчики». А костюмы для героев брал в костюмерной Большого театра. За картину он получил большую серебряную медаль.

Но случилась трагедия. Обожаемой супруги Марии Ивановны не стало, она умерла через две недели после родов. Появившуюся на свет малышку Ольгу отец боготворил всю жизнь и часто рисовал, тем более, с годами девочка все больше напоминала мать. А умершая супруга в памяти художника осталась вечно юной и прекрасной. Ее черты он раз за разом придавал женским образам в своих работах, изливая свое горе в живописи.

Душа покойной словно тронула то место на картине, где стоит написанный с нее юноша. Удивительно — вся картина темнеет, а светлая фигурка не меркнет, как не померкли чувства художника. Прошло больше века. А она сияет, как та далекая любовь.

2.Илья Машков. Портрет художника А. И. Мильмана. 1916-1917.

Некоторые малообразованные люди шепотом называют этот портрет «дьявольским» и «сатанинским». Относятся к нему с опаской и стараются быстро пройти мимо. Стоит ли плевать через плечо? Конечно, нет. Но трудно отрицать, что портрет очень необычный.

Современники сто лет назад приняли его очень неоднозначно. Да и сегодня его не все понимают.

На портрете интеллигентный молодой человек, 30-летний художник Адольф Мильман. Худощавый, с каштановыми волосами, рыжеватой бородкой и усиками. Но… почему-то у него четыре головы. В фас, в профиль и с затылка. И четыре руки — пальцы сложены по-разному. Любители конспирологии читают в них таинственные «знаки».

Автору портрета — одному из первых русских авангардистов Илье Машкову — всего этого показалось мало. Рядом с Мильманом на изящном столике лежит человеческий череп. И сзади на кирпично красном фоне Машков нарисовал еще и три лошадиных черепа в ряд.

— Это аллегорический натюрморт ванитас (от латинского слова vanitas «суета, тщеславие»), он известен еще в эпоху барокко, — поясняет искусствовед, сотрудник музея Ирина Кострыкина, — старое средневековое искусство часто напоминало человеку о бренности, но и о ценности данной жизни. Череп — излюбленный мотив таких произведений. Машков создавал новое молодое здоровое искусство. В портрете своего ученика и друга Мильмана он подчеркнул многогранность натуры своего героя. Сделал это намеренно дерзко. И талантливо.

3.Иван Айвазовский. Вечер на море. 1871.

Ценную картину главного российского мариниста Ивана Айвазовского наш музей часто выставляет. И тогда нужно обязательно подойти и постоять возле нее. Приходилось слышать, что этот небольшой по размеру (68х57 см) холст определённо обладает положительной энергией. Находясь рядом, это можно ощутить даже физически.

Бури, ураганы и девятый вал Айвазовский изображал множество раз. Мало кто знает, что художник сам попадал жестокую бурю и только чудом не утонул. Случилось это во время одного из его заграничных путешествий. Между Францией и Испанией, в Бискайском заливе, море разбушевалось и корабль угодил в суровую переделку. Айвазовский чуть не погиб. На следующий день парижские газеты даже вышли с заголовком о его гибели. Может быть, поэтому в его произведениях страх перед стихией не побеждает до конца?

Картина «Вечер на море» изображает спасение после ужасного кораблекрушения. На переднем плане — плот (остатки корабля) с сидящими и лежащими обессиленными людьми. Лишь один человек гордо выпрямился — он держит в руке крест и явно благодарит провидение за избавление от неминуемой смерти.

А волны переливаются изумрудным и бирюзовым цветом… Айвазовский всегда писал море по памяти, которая у него была феноменальной… На помощь терпящим бедствие идет парусник. Вдали видны голубые горы и торжественное небо с облаками. Мощно передано состояние чуда, ведь к потерявшим надежду несчастным возвращается вера в жизнь.

4.Николай Рерих. Закат. Начало ХХ в.

Небольшой этюд овеян дыханием старины. Высокий берег с избами и белым кубом церкви, темная стена леса. Контраст темных масс земли, леса, воды с золотистыми красками неба усиливает драматический накал картины. Кажется, вот-вот, и ты увидишь выход в Зазеркалье.

Это ранняя вещь Рериха. Долгие годы она была в постоянной экспозиции, сейчас хранится в запасниках. Несколько раз музей включал ее в привозные выставки копий и подлинников Николая Рериха, и каждый раз реакция публики была беспрецедентной: шквальный интерес, массовый наплыв зрителей. Они подолгу стояли, сидели и даже медитировали у его картин. Это один из тех художников, которого занимала задача выхода за пределы материального, вещественного мира, за пределы обыденной реальности. Даже искусствоведы признают сильное, не до конца понятное воздействие на сознание работ Рериха с их завораживающей светоносностью, цветовыми контрастами.

5.Карл Брюллов. Пери и ангел. 1839-1843.

Картина-ребус. Из мраморной плиты бьет родник. Невинный ребенок читает молитву. Над источником склонился рыдающий разбойник в чалме и в красном плаще. Рядом на земле валяется кривая сабля. Раскаявшегося злодея поддерживает белокурая Пери в светлых одеждах с радужными крыльями. Или это уже Ангел?

Пери — волшебное существо, которое живет в цветах радуги и питается запахами роз, жасмина. Чтобы стать бессмертной, Пери нужно попасть в рай. Летая по миру, она ищет туда пропуск. Долго Пери скиталась по земле и страдала при виде злобы и жестокости. Лишь покаяние злодея открыло перед ней врата небесного сада.

Эта картина мало известна в России. Но в 2006 году она в составе выставки «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею» экспонировалась в Москве. Москвичи впервые увидели полотно — и оно постоянно собирало восторженных посетителей.

В Волгоградском музее изобразительных искусств более 10 тысяч экспонатов. Любой из них, будь то картина, скульптура или фарфоровая ваза — это наша история, наша культура и наше достояние. Надо только не лениться и ходить в музей, где ждет немало открытий, хотя и не обязательно мистических.

 

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz