10 фильмов Московского кинофестиваля must see

Фильмы, которые стоит посмотреть… Составить эту горячую десятку мне помогла Галина Жданкина, искусствовед, эксперт, председатель волгоградского киноклуба «Альтернатива». Галина участвовала в работе 39-го Московского международного кинофестиваля. На её вкус и рекомендации можно смело положиться, выбирая фильмы must see.

Волгоградская команда на 39-м ММКФ. Галина Жданкина — третья справа. Фото Кати Косицыной.

 

1.

«ПОРТУ»

Португалия-Франция-США, 2016, 75 мин.

Реж. Гейб Клингер

Несколько случайных встреч американца Джейка и француженки Мати…. Мати замужем, но Джейк не может забыть ее. Одна ночь в северном португальском городе Порту навсегда меняет жизнь обоих. Снова и снова они вспоминают момент мимолетного знакомства, проведенные вместе мгновения.

 

2.

«О, ЛЮСИ»

США — Япония, 2017, 95 мин.

Реж. Ацуко Хираянаги

Сэцуко Кавасима — немолодая офисная служащая. Она без конца курит. Она бесконечно одинока в огромном Токио. Но однажды она стала учить английский. И в своём «англоговорящим» альтер-эго Люси обнаруживает обновлённую версию себя — совсем другого человека. Это вдохновляет. Раскрепощает. И она влюбилась. В своего преподавателя Джона. Когда же Джон вдруг исчез, Люси бросилась на его поиски, которые привели её на окраины Южной Калифорнии

 

3.

«СЕТЬ»

Республика Корея, 2016, 114 мин.

Реж. Ким Кидук

Галина Жданкина:

— Неожиданный фильм культового южно-корейского режиссера Ким Кидука. Трагикомедия о северокорейском рыбаке, непреднамеренно оказавшемся на территории Южной Кореи. На эту конфликтную тему общепризнанный «певец насилия» еще никогда не высказывался. 

Обычный северокорейский рыбак случайно стал перебежчиком и попал в руки секретного агента из Южной Кореи. Сильная, жесткая картина. Любителям Ким Ки Дука не привыкать. Невозможно смотреть спокойно. Маленькому человеку в борьбе с системой ничего не светит, даже если он, наподобие главного героя, и пройдет с честью все испытания.

 

4.

«АПРЕЛЬСКИЙ СОН ДЛИНОЙ В ТРИ ГОДА»

Япония, 2017, 93 мин.

Реж. Рютаро Накагава

Когда-то работавшая учительницей Хацуми спустя три года после смерти своего бойфренда встречает талантливого художника, который раньше был ее учеником. Летней ночью Хацуми доверяет ему свою личную тайну.

Галина Жданкина:

— Не могу не упомянуть еще одну ленту яркого представителя «новой волны» японского кино, общительного и обаятельного молодого кинематографиста Рютаро Накагавы. Несмотря на свой юный режиссерский возраст (26 лет), он снял уже пятую полнометражную работу. Молодая учительница Хацуми бросила школу после трагического события — самоубийства своего друга. Уже как три года она не может расстаться со своим прошлым. Знакомство со скромным интеллигентным пареньком, дизайнером ручных полотенец, вносит новые позитивные перемены в ее тихую жизнь. Режиссер тонко показывает, как постепенно изменяется героиня, придя к мудрому пониманию, что безвозвратные потери – неотъемлемая часть любой человеческой жизни. Светлая, красивая, наполненная романтикой и тишиной, картина восхищает чистой лирической интонацией. На пресс-конференции молодой японец поразил всех своей открытостью и серьезностью, знаниями русского кино, на котором он, оказывается, воспитывался. Удивительно, но его любимый режиссер – наш великий киноклассик Борис Барнет. А снимать он хотел бы, как Акира Куросава. Что ж, достойные ориентиры! Мои симпатии к этому «солнечному» фильму разделили жюри ФИПРЕССИ и жюри российской кинокритики, отметившие ее своими призами.

 

5.

«ЛУЧШИЙ ИЗ МИРОВ»

Германия-Австрия, 2017, 103 мин.

Реж. Адриан Гойгингер

Фильм основан на реальных событиях. Семилетней Адриан рос в подпольном мире наркотиков австрийского города Зальцбурга, того самого, что славится фестивалями и классической музыкой. Его мать героиновая наркоманка Хельга разрывается между своей болезнью и любовью к своему сыну. Несмотря на это, у Адриана счастливое детство, лучший из всех миров. Окружающий кошмар часть его обычной жизни. Отношения матери и сына будут проверены до предела, когда власти и службы защиты детей узнают о наркомании Хельги.

Галина Жданкина:

— Один из главных моих фаворитов в конкурсе – «Лучший из миров» австрийского режиссера Адриана Гойгингера. Фильм стал эмоциональным потрясением. Он рассказывает о жизни семилетнего мальчика Адриана с матерью Хельгой и ее сожителем – героиновыми наркоманами, постоянно пытающимися скрыть свою губительную зависимость.

Хельга много раз пыталась завязать, но срывалась и опять садилась на иглу. Для жизнерадостного, любознательного мальчугана стали частью привычной жизни «наркотические» посиделки взрослых дома и на природе. Мать и сын очень любят друг друга, она, как может, пытается наполнить его детство счастливыми для них моментами, выдуманными приключениями, волшебными книжками и играми. И только ее безграничная любовь к сыну, осознание того, что если она не остановится, то потеряет прежде всего его – заставляет принять уже отчаявшуюся женщину необходимое решение — пройти курс реабилитации.

В финале, когда понимаешь, что фильм – автобиография самого режиссера Адриана Гойгингера, того семилетнего зальцбургского мальчишки, вопреки всему ставшего человеком и посвятившего свой полнометражный дебют своей любимой матери, испытываешь нешуточный катарсис.

Уверена, что эту душераздирающую драму необходимо показывать оступившимся, заблудившимся в жизни людям, ведь она дает надежду на то, что любовь к близким и родным заставляет преодолеть, казалось бы, непреодолимое. Жаль, что мы не могли выразить свои сильные чувства после просмотра самому режиссеру, так как он не смог приехать по важным семейным обстоятельствам. Во время фестиваля у Адриана родилась дочка. Все эти подробности мы узнали у нашей хорошей знакомой Марины Юрьевны Торопыгиной, киноведа и члена отборочной комиссии ММКФ. Марина Юрьевна вела пресс-конференцию по этому фильму и дала возможность нашей волгоградской команде пообщаться с продюсером Вольфгангом Рицбергером, который первым заметил незаурядные кинематографические способности молодого человека.

Волгоградская команда на ММКФ. Галина Жданкина — вторая справа.  В центре — Марина Торопыгина и продюсер фильма «Лучший из миров» Вольфганг Рицбергер. Фото Марины Кравцовой.

 

6.

«МЕШОК БЕЗ ДНА»

Россия, 2017, 104 мин.

Реж. Рустам Хамдамов

Время правления русского императора Александра II. Фрейлина княжеского дворца рассказывает князю сказку, которая происходит в 13 веке и повествует о мистическом убийстве Царевича в лесу. Участники истории, свидетели этого преступления, рассказывают разные версии происшествия.

Галина Жданкина:

— Безусловно, главным событием фестиваля можно считать возвращение в большую режиссуру Рустама Хамдамова. Его шедевр «Мешок без дна» участвовал в конкурсе, тем самым значительно приподняв его уровень. Картина по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще» (нам знаком великий фильм «Расемон» (1950) Акиры Куросавы, снятый по этому произведению) является неповторимым синтезом восточной культуры и русских фольклорных мотивов.

Действие происходит в Санкт-Петербурге во времена императора Александра II. Изысканная придворная фрейлина в исполнении Светланы Немоляевой, украшенная сверкающими драгоценностями, рассказывает, словно Шахерезада, сказку № 295 под названием «Бездонный мешок» из «Тысячи и одной ночи», где разбойник нападает на царевича и его жену. Каждый из участников этой истории предлагает свою версию произошедшего, тем самым обесценивая понятие «истина». Безграничная и причудливая фантазия художника Хамдамова создает потрясающие визуальные образы.

Мир фильма – глубокое зазеркалье, населенное невиданными сказочными персонажами, а бездонный мешок наполнен культурными смыслами, аллюзиями, реминисценциями, отсылками к классическим фильмам Роу, Параджанова, Тарковского…

Охарактеризовав Рустама Хамдамова как «потрясающий талант и творческое горение», Светлана Немоляева на пресс-конференции особенно подчеркнула, что она вместе с режиссером прошла очень значительный путь. А Алла Демидова в роли Бабы Яги, перешедшая, казалось бы, все грани, использовавшая свой богатый театральный опыт школы представления, смотрелась в фильме по-кинематографически органично. Все актеры были счастливы, судьба предложила им возможность поработать с таким режиссером, как Рустам Хамдамов, которому они полностью доверились и старались вытянуть из себя то, что увидел в них режиссер. А я была счастлива, что ММКФ подарил мне очередную незабываемую встречу с гениальным современником, потрясающим художником и скромным человеком.

Конечно же, «Мешок без дна» сразу же был высоко оценен всеми (и мною в том числе), входившими в ассоциированное жюри (что значит представительство от регионов). Оно помогает в работе международному жюри Федерации Киноклубов России. Когда есть явный фаворит, не возникает никаких споров.

 

7.

«ПО ТУ СТОРОНУ НАДЕЖДЫ»

Финляндия — Германия, 2017, 100 мин.

Реж. Аки Каурисмяки

Социально-политическая сказка, трагическая и смешная, о похождениях сирийского беженца в Хельсинки. Его убежищем становится ресторан. Где-то на окраине «асфальтовых джунглей» Хельсинки судьба сводит честного малого Каледа, потерявшего родину и близких, и бывшего коммивояжера Викстрёма, вложившего весь свой капитал в покупку убыточной забегаловки. Меланхоличный Викстрём и команда его эксцентричных работников берутся опекать нового знакомого. Пока Калед занят поисками пропавшей сестры, его новые друзья ищут способы преобразить свой ресторанчик и сделать его популярным заведением.

Галина Жданкина:

— ММКФ всегда славится своими внеконкурсными программами, мои любимые «Восемь с половиной» Петра Шепотинника и «Эйфория» Андрея Плахова не подвели и на этот раз. Сколько незабываемых часов я провела в комфортных залах «Октября», получая эстетическое удовольствие от лучшего мирового авторского радикального кино. …«Эйфория окраины» собрала на этот раз картины из Восточной Европы, противопоставив их классическим европейским фильмам. Программу украсила и абсурдистская комедия «По ту сторону надежды» одного из подлинных романтиков современности Аки Каурисмяки.

 

8.

«О ТЕЛЕ И ДУШЕ»

Венгрия, 2017, 116 мин.

Реж. Эльдико Эньеди

Необычная любовная история …двух сотрудников скотобойни. Финансовый директор Эндре и застенчивая серьёзная Мария, менеджер по качеству, вполне себе синий чулок и изгой в коллективе. У девушки смутные представления о взаимопонимании полов. Эндре, который старше, показался ей очень близким по духу.

После того, как они начинают работать вместе, им снится один и тот же сон, в котором они становятся оленями в зимнем лесу. Нежная и небанальная комедия.

 

9.

«ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ УШЛА»

Филиппины, 2016, 226 мин.

Реж. Лав Диас

Черно-белый арт-экзерсис. Бывшая учительница начальных классов, образованная, умная и добрая Орасия осуждена на 30 лет заключения в женской исправительной колонии. В неволе она ведет смиренный образ жизни, учит других женщин читать и писать.

Когда обнаружится истинный виновник преступления, Орасию выпускают на свободу. Теперь все, что ей нужно – отыскать свою семью. Это не так просто в чудовищных реалиях Филиппин, где процветают коррупция и бандитизм.

Героиня приходит в ярость от увиденной несправедливости и жестокости….

 

10.

«ДЕТСТВО ЖАННЫ Д АРК»

Франция 2017, 115 мин.

Реж. Бруно Дюмон

— Тем же, кто настроен на смелые эксперименты, подойдет киномюзикл «Детство Жанны Д Арк» адепта «нового реализма» Бруно Дюмона, представляющее собой смелое авторское высказывание о современном обществе и религии, — подводит итог Галина Жданкина.

…Франция XV века, разгар Столетней войны между двумя самыми сильными государствами Европы — Англией и Францией. В небольшой деревушке Домреми подрастает юная пастушка Жаннетт. Скоро, ведомая верой, девушка возьмёт в руки оружие и отправится освобождать Королевство.

Но неожиданно это мюзикл, да еще поданный так, что местами невозможно не рассмеяться. Малышка Жанна пляшет под хеви-метал, индастриал и электронику.

Экстатическое состояние будет находить на нее на протяжении всего фильма. Не зря же ей явились архангел Михаил, Екатерина Александрийская и Марина Антиохийская.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz