«Какому дураку придет в голову душить такой театр?»

Сегодня, 6 июля, в НЭТе состоялась пресс-конференция, организаторы которой обещали, что речь пойдёт «о тенденциях, направленных на ликвидацию театра».  Получилось наоборот. Худрук театра в очень спокойном тоне рассказал об итогах 28-го сезона (пять успешных премьер), о проекте нового международного фестиваля «Сталинградская скрипка», о том, какие пьесы репетируются на следующий сезон. Он подчеркнул, что ничего не знает о якобы грозящем увольнении. 

Но всех, конечно, интересовала реакция народного артиста России О. И. Джангишерашвили на критические статьи о финансово-экономической деятельности театра и зарплатах артистов.  Дальше цитирую дословно диктофонную запись. Сокращения (без них невозможно в расшифровке почти двухчасовой записи) указаны в тексте.

<…>

Вопрос:

«Вообще когда мне позвонили с приглашением на пресс-конференцию, мне сказали, что здесь не знаю что происходит вплоть до закрытия Нового Экспериментального театра, приходите, поддержите… А вы тут рассказываете нам о том, какой у вас замечательный театр… Да, театр замечательный… Правда ли, что меняется художественный руководитель?…Как мне написали, вплоть до того, что будет возвращен драматический театр им. Горького…»

О.Д.:

«…То, что вы говорите, оно имеет место, имеют место эти слухи …статьи… <… > я понимаю, это молодые актёрские головы, наши поклонники идут на поводу статей.

Только что утром, я не успел проснуться, мне положили на стол статью …, где расписано якобы заключение КСП… Во-первых, этого заключения КСП еще не существует, заседание КСП будет только десятого числа. Во-вторых, материал абсолютно конфиденциальный и не может быть взят ниоткуда. В-третьих, написана чистая галиматья. Это написано для того, чтобы попортить нервы, завести людей на баррикады… Это провокация. Еще нет документа. Откуда они это взяли, <… > — засекреченные конфиденциальные материалы КСП находятся в прессе.

На эти провокации нельзя поддаваться. Я это пытаюсь объяснить моим актерам, молодым актерам. Не надо удивляться, когда актеры, (актёры народ эмоциональный) поведутся на эти угрозы, на эти провокации и пишут в интернете, в блоге. Я хочу их успокоить. … Неужели вы думаете, что у нас губернатор Андрей Иванович Бочаров не понимает ценности НЭТа? Неужели вы думаете, что он не понимает о том, кто возглавляет НЭТ?

Я же не назначенный режиссёр. Я человек, которого пригласили в восемьдесят восьмом году, мало того, я затребовал много-много вещей, квартир для актёров… … Чтоб согласиться приехать, чтоб убедиться в серьёзности намерений тогдашнего руководителя, я потребовал персональную «Чайку». Восемьдесят восьмой год. Было два «членовоза» в регионе. <…> Для того, чтобы проверить прочность намерений Калашникова, первого секретаря обкома партии, который зазывал меня к себе, …я сказал «Тогда выделите мне «Чайку». <…>И на второй день к гостинице … подъехала «Чайка». <…> И на этой «Чайке», я полгода, пока ремонтировал театр, раскатывал по городу. Потом надоело, тяжелой была в обслуживании, и я пересел на чёрную «Волгу»…

Неужели вы думаете, что Андрей Иванович Бочаров не знает, что мне до юбилея 75 лет остался один год? Я даже уверен, что он готовит мне орден, представить меня к ордену. Через год будет юбилей театра — 30 лет. Вы зря не доверяете. … Вот, вы критиковали губернатора, и он вам за это мстит.<…> Ну, сказал я ему прямо в лицо неприятные слова. И он мне сказал, ответил. Ну, пободались мужики… Неужели вы думаете, что он такой мелкий мститель, что будет мне, почетному гражданину Волгоградской области мстить? <…> Я в это не верю. Этого не может быть…»

(Аплодисменты в зале).

«Я не удивился и не обиделся, что ко мне пришел КСП. Ко всем придут. … При чём тут Бочаров? Губернатор засылает, вы понимаете, чтобы загнобить, уволить, арестовать? Ну, это бред. КСП пришло, всё правильно, они ничего не нашли, в отличие от некоторых товарищей, для того, чтобы арестовать, для того чтобы уволить меня. Есть замечания — ну так мы с удовольствием их исправим, поспорим с ними. Мне кажется, что администрация призвана сохранить… Какой дурак будет убивать курицу, несущую золотые яйца?»

(Аплодисменты ).

«<…> Мы несём имиджевые золотые яйца. Мы прославляем Волгоград. Мы получаем всероссийские награды. Последняя награда была — полгода не прошло. На фестивале «Золотой Витязь» мы получили за «Цареубийц» «Серебряный Витязь», вручал патриарх…»

(Аплодисменты в зале).

«И какому дураку придет в голову душить такой театр? Об этом говорят актёры. Не придет, потому что в мудрости руководства региона я никогда не сомневался. И не сомневаюсь.» 

<…> Я говорю о том, что пока есть, но подписаться под тем, как будут развиваться события, я не могу. Я не микширую, не прячу <…>, не иду на обострение, а просто я  считаю, что так должно идти и, надеюсь, так и пойдёт. Пытаюсь успокоить молодых ребят-актёров, поклонников, чтобы они не ожидали чудес, что у кого-то рука подымется разрушить НЭТ.»

Вопрос:

«…<…> В обсуждениях в соцсетях высказывается довольно много претензий к театру. <…> Достаточно много высказываний, что в театре много пошлости. Вот, на ваш взгляд… Как вы оцениваете?..

Для людей другой ориентации, конечно, пОшло слушать объяснение мужчины женщине. <…> Если некоторые люди считают так, ну дайте факты. Пошлый кто — Рэй Куни, Алексей Толстой? … Мы без трусов там что-то показываем кому-то, что мы, плюёмся в зал, семечки кидаем, ругаемся? Мы даже умудряемся пьесу, которая насыщена матом, «Тестостерон», мы ни слова матерного не оставили…»

Сцена из спектакля «Тестостерон»

 

Вопрос:

«В тех же обсуждениях два направления — второе: актёры, в кавычках говоря, «жируют» за счёт бюджета, получая большие зарплаты. <…>»

Абсолютное враньё. <…> Из бюджета актёры и все работники театра получают те ставки, которые зафиксированы, … —  обязательные выплаты, которые государство обязано выплатить <…> в рамках государственного задания. В нашем театре ни одной копейки из бюджета на было применено к доплате, которые получают актёры.

Они получают из собственных средств, которые зарабатывает театр. Это называется стимулирующие надбавки из тех средств, которые сами зарабатывают. Проблема заключалась в том, что эти надбавки не были ограничены. Появился приказ комитета по культуре, который обязывает ограничить эти надбавки. И, конечно, актёр, который получал 120 тысяч … сегодня получает в два раза меньше. Это же обидно.

<…>Никому же в голову не приходит, почему Киркоров получает 50 млн за вечер. Почему Роналдо получает 25 млн евро в месяц. Посчитайте эти деньги. <…> Почему вы думаете, что звезда Забелина должна ходить в рваных трусах, извините меня. (Веселье в зале.) У неё должна быть шуба какая-то, она же представляет лицо культуры и искусства региона. Все женщины должны завидовать: вот наша звезда. (Аплодисменты). А конфликтующая сторона хочет увидеть Забелин бомжиху. Забелина — бомжичка. (Смех). <…> Вот Алексеев бомж пробежал. (Смех в зале). <…> Как так? Я гений театра, я не могу получать столько, сколько получает депутат. Потому что каждая постановка депутата вызывает слёзы …, а мои постановки вызывают радость и (неразборчиво). (Аплодисменты) <…> Олег Табаков <…> зарабатывает в месяц 70 миллионов. Додин в Ленинграде, зал маленький, 400 мест, зарабатывает 120 миллионов. Никто не борется.

<…>Молодой талантливый человек не будет сидеть здесь за 40 тысяч, за 100 тысяч трудно удержать. <…> От нас уходили артисты, которые успешно работают в московских театрах. <…> Поэтому это глупо — ограничивать зарплату. Путь к разрушению будущего театра. <…> Почему-то принято, что артисты должны быть нищими, должны рядом с мусоркой валяться. А вечером прийти и веселить вас. Так не бывает —это звезды, звездный театр. Вы назовите другой театр, где 28 дней стопроцентный аншлаг в залах, в России это уникальное явление. <…> 

<…>Почему я должен ездить в восемьдесят восьмом на «Чайке», а сейчас должен ездить на «Москвиче»? Почему завидуют, что я разъезжаю на трехлетнем «Лексусе». Вы радуйтесь, что я ещё разъезжаю вообще. Писать о том, что у моего сына есть 130 тысяч… Умерла мама у него, оставила пенсию (неразбочиво)  <…> Что у меня квартира. Умерла жена, я не спрятал эту однокомнатную квартиру, переписал на сына. Это всё показывают, и я оказывается, хапуга. Почему я хапуга? Я больной, весь изрешеченный, вынужден поехать в Германию, лечиться, а там огромные деньги. <…> Я пытаюсь сохранить себя для области, для всех, чтобы больше творить, сделать добро и хорошее. Сохранить себе жизнь. Это дорого сегодня. И это стало главным обвинением в наш адрес. <…>

Существует авторское право. Я как режиссер должен получать проценты со своих спектаклей, а артисты как участники спектакля должны получать процент, потому что у них стимул отсюда появляется. <…>

Я не хотел в эту тему вдаваться, потому что это унизительно. Те люди, которые пытаются, у них это способ расправиться с нами. Но мы же не поддадимся на провокации, понимаете. Но если всерьёз кто-то будет бить нас, конечно, мы будем отмахиваться. Мы пацаны дворовые, во дворах росли, в голоде нищете я рос, первое что научился — драться. Я режиссёром притворяюсь.

(Аплодисменты, смех).

Спасибо всем. Удачи вам всем! Будем жить!

(Свист, овации в зале).

 

Поделиться

Отправить ответ

2 Комментарий на "«Какому дураку придет в голову душить такой театр?»"

avatar
Показывать сначала:   новые | старые
Строптивая
Строптивая

Юлия, уважаю Ваш профессионализм, но Вы, верно, забыли, что давал пресс-конференцию не русский человек) и надо ли было выкладывать вот так, без купюр и «перевода» на русский??? Сомневаюсь…

wpDiscuz