Культурный шок. Выставка особенных художников

Ничто не предвещало.  Элегантный party в Лофте1890 с бокалом вина, роллами и приятной музыкой стал прологом к эмоциональной встряске — к открытию удивительной выставки InsideOut художников-аутсайдеров.

Проще говоря, это рисунки людей с ментальными особенностями, ещё проще — пациентов психиатрических клиник (чаще всего), одиночек с параллельным взглядом на вещи. Зрелище некомфортное, тревожное, но вызывает и сочувствие, и чёткое понимание, что где-то рядом живёт и дышит странная вселенная, из разряда непознанного.

Да, это другой взгляд на мир, но одновременно ты находишь в этих «чужих» рисунках что-то будоражащее, сильное.

Публики на открытии собралось немало. Да и потом каждый день шёл народ — о выставке разлетелась молва.

 

Этих художников как только не зовут — самоучками, «блаженными», аутсайдерами, представителями брутального, маргинального или наивного искусства. Выставка не призывает любить искусство outsider art, а лишь пытается рассказать о нем и о людях, которые его делают.

Образность на этих рисунках чумовая. Недаром открытки, толстовки, магниты, эко-сумки с этими принтами раскупили почти сразу.

 

Мы в городе впервые увидели часть богатых коллекций российского и зарубежного
аутсайдерского искусства галереи «АртНаив», проекта «Аутсайдервиль» и
коллекции «Иные».

Проект «АУТСАЙДЕРВИЛЬ» помогает людям с ментальными особенностями в социальной реабилитации с помощью арт-терапии. В общественной организации хорошо понимают, что художники-аутсайдеры представляют огромный интерес не только для искусствоведов и мировой общественности. В России поддержка таких авторов актуальна как мощный рычаг решения их социальных проблем.

 

— Мероприятие проходит в рамках Фестиваля психического здоровья. Для чего мы это делаем? — организатор выставки Юрий Осадший был эмоционален и убедителен, — сейчас огромна проблема психических расстройств, но дело в том, что о них знают только те, кто болеют, и врачи-психиатры. Остальные не знают ровным счетом ничего. Мы хотим, чтобы отношение к этим людям складывалась не через канал НТВ, а через искусство. Если мы вам сейчас скажем, что  рядом с вами стоит человек, который лечился в психиатрической больнице, вы весь вечер будете смотреть на него настороженно.  Люди боятся начать диалог с психическими больными, а они боятся разговаривать с нами. Эти картины — начало диалога.

 

Теперь я расскажу несколько историй.

 

ЮРИЙ ЗЕЛЕНЫЙ

Чуть смазанные и потертые акварели нарисовал Юрий Зелёный. 

— Улыбчивый открытый человек на коляске. Ему так интересно общаться! И он радуется, когда его творчество вызывает интерес. На самом деле очень страшно смотреть, как он рисует, потому что он буквально падает с коляски на лист. У него своя особая техника, как фиксировать бумагу. Он художник-«ползун», поэтому листы потертые. Его работы очень многое улавливают, — рассказывает Нина Лучинкина («Аутсайдервиль»), — Юрий почти не говорит, при том у него исключительное чувство юмора. Есть у него роскошный цикл ню.

Юрий Зелёный. Постельное пенальти. Обнаженная

 

Юрию 66 лет, большую часть которых он провёл в инвалидной коляске. Всю свою жизнь он живет в психоневрологическом интернате и всю жизнь рисует. Картин накопилось множество.

— Их нашли засунутыми в старый мешок. Беспорядочный ворох —измятые, надорванные, — рассказала Нина, —  Это было открытие, с котрого началось признание Юрия как художника.

Разговариваем с Ниной Лучинкиной.

 

Юрий рисует портреты современных медийных персонажей или советских знаменитостей.  Картинка «План Путина» — это портрет В.В., сделанный ещё тогда, когда он  не был президентом. План-то удался! И как художник узнал?)

Юрий Зелёный. Кикабидзе.

 

Юрий Зелёный. Ельцин.

 

 

САРА ГЕРЦМАН

Её называют интересным, загадочным и даже магическим человеком. Рисунки действительно незаурядные.

 Сара Герцман. Ложись спать. 

 

Она живет в Москве.

«В первую очередь, я рисую, потому что хочу переложить на бумагу какие-то свои переживания. Во время этого процесса мне становится легче и плохие мысли уходят. Чаще всего я рисую в тяжелые для меня моменты – осень, весна, погодные перемены, поэтому большинство моих работ появились именно в эти времена года.
По своей натуре я очень чуткий человек, часто переживаю и расстраиваюсь по мелочам. Очень тяжело переношу критику. Как бы это грустно не звучало, мои переживания и есть то топливо, которое меня подпитывает, мотивируя на новые картины».

Сара болеет с раннего детства, но до 20 лет пыталась справляться самостоятельно. Далее были долгие метания из ПНД в ПНД, постоянно меняющиеся лекарства… Сейчас она наблюдается на дневном стационаре больницы им. Алексеева.

Сара Герцман. Моя поддержка.

 

«Мне 25 лет. Из увлечений: музыка (я пою в группе), рисование и кошки. Кошки в моей жизни занимают значительное место. Недавно умерла моя 18-тилетняя кошка Симба. Я нашла почти точную ее копию, Симу».

 

КАТЕРИНА ГЛЮК

На выставке у этой художницы была такая экспликация, что я просто хочу процитировать этот фантастический текст без купюр.

«Катерина Глюк пришла в своё земное воплощение 30 мая 1989 года. Глюк – это творческий псевдоним художницы, означающий и сбой системы, и галлюцинацию. Но прежде всего в переводе с немецкого «глюк» значит «счастье».

В детстве её, возможно, похитили пришельцы и вернули её на Землю только в 23 года, предварительно внушив ей ложные воспоминания. Тогда же она встретила своего будущего мужа Станислава Балабанова и открыла в себе талант к созданию картин из капель флуоресцентной краски.

 

Екатерина Глюк. Fluorinarium.

Светящиеся в ультрафиолете картины напоминают ей о путешествиях по бескрайним просторам космоса. Кроме того, среди возможно ложных воспоминаний Катерина Глюк называет опыт медитативного просветления, полученный в 22 года, который она описывает как яркое ощущение единства со всей Вселенной, как ощущение жизни и души во всём, в каждом существе и якобы даже в неодушевленных предметах.

В своих работах Катерина Глюк пытается выразить красоту зримого и незримого миров, передать глубину своих психоделических и эстетических переживаний и привлечь внимание к великолепию окружающей Вселенной и уникальности внутренней Вселенной каждого живого существа. На данный момент её работы находятся в галерее Midnight Gallery на Long Beach, California и в частных коллекциях по всему миру.»

 

ЕВГЕНИЙ БУТЕНКО

Вот что нам рассказали про художника Евгения Бутенко. Он был курьером, охранником, гидом-переводчиком, грузчиком, разнорабочим на заводе. Писал стихи, прозу, занимался экспериментальной музыкой.
Первая персональная выставка Евгения Бутенко прошла в Кишинёве в 2001 году в галерее «Арт-аорта». Она называлась «Круг памяти Боттичелли». В 2008 году Евгений переезжает в Санкт-Петербург. Уничтожает свои прежние работы и тексты. В 2010 году перебирается с семьёй в посёлок Осьмино Ленинградской области. Здесь в 2012 году он снова начал рисовать, писать тексты и записывать музыку. Работает на ферме скотником (убирает навоз за коровами). Воспитывает четверых детей.

Он начал рисовать в своё удовольствие в 13 лет. Тогда он придумал игру в КГБ, играя роль Берии, вместе со школьным приятелем, изображавшим Сталина. Нарисовал большой конверт с печатями и штампами, куда вкладывались нарисованные «фото» одноклассников, которых по сюжету игры надо было расстрелять, пытать или отправить в ссылку. К каждому карикатурному «фото» сочинялась издевательская «метрика». И всё это обсуждалось голосами с грузинским акцентом. Именно тогда в рисунках стали появляться герои, олицетворявшие абсурд окружающего мира, как, например, человек, заболевший паршой от кирпичной пыли на стройке социализма и посаженный в тюрьму за то, что продавал эту паршу на рынке по спекулятивной цене.

Уже в 14 лет Евгений решил, что искусство единственная вещь, которой стоит заниматься. Творчество его выросло из противопоставления всему, что встречалось на жизненном пути: школе, университету, работе, любому социальному институту и диктату общественного мнения и доведения этого антагонизма до полного абсурда и мутаций самого абсурда.

Спокойное презрение к таким вещам выражалось и в поведении: вместо уроков, лекций или работы он часто отправлялся в библиотеку, где бессистемно читал всё, что вызывало интерес — от древнегреческих философов до поэтов-сюрреалистов. Живой интерес к интеллектуальным удовольствиям и заумные чудачества стали прибежищем художника от бессмысленных ужасов повседневной жизни. Как и острый интерес к людям, отвергнутым обществом: бомжам, пьянчугам, наркоманам, одним своим видом говоривших о показухе благополучия.

Работы находятся в частных собраниях в Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Амстердаме, в Великобритании (музей The Museum of Everything), Германии и США. 

 

 

АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ

Гвоздём выставки стали рисунки Александра Лобанова, художника с европейской биографией.

 В 7 лет он переболел менингитом, потерял слух. Собирал поделки, игрушки, смастерил во дворе качели, деревянную машину. Одно из ярких впечатлений: расквартированные в доме солдаты в шутку обещали подарить пареньку винтовку.  С 1947-го он безвыписно находился в загородной больнице «Афонино». Там под руководством психиатра Владимира Гаврилова, разделявшего идеи арт-терапии, Лобанов начал рисовать. Создал тысячи рисунков, где обычно изображал себя, известных революционеров и Сталина. На портретах они часто держат оружие, особенно фантастическую «двустволку Мосина» — видоизменённую винтовку Мосина 1891 года. Именно её в годы войны солдаты, шутя, пообещали подарить художнику, но так и не подарили.

Ещё при жизни Александр Лобанов стал знаменитостью. В 1999-м он присутствовал на своей персональной выставке «Аутсайдер», приуроченной к его 75-летию. Работы Александра Лобанова хранятся в художественных музеях Ярославля и Иванова, Музеях творчества аутсайдеров и наивного искусства (Москва), Музее de l’Art Brut (Лозанна), Музеях современного искусства Вильнев д’Аск и — Креасьон Франш (Франция), коллекциях «abcd» (Париж) и галерее С. Цандер (Кёльн). 

 

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz