Наследство кентавров. Серебро из степных курганов

Кочевники были металлистами, сделала я вывод, разглядывая прекрасные цацки из чистого серебра, найденные археологами в степных могильниках на территории Волгоградской области. Выставка «Конь и всадник. Сокровища из курганов кочевой аристократии» — неординарное для Волгограда событие из разряда «must see». Есть тут и загадки, и мистика.

И я удивлена, что эта выставка в Волгоградском областном краеведческом музее пока не вызвала приличествующего ей ажиотажа. Те же экспонаты, выдающиеся в научном и художественном отношении, в прошлом году с большим успехом демонстрировались на международной выставке в центре Эрмитаж-Казань.

А в Волгограде шедевры из археологического собрания ВОКМ (в том числе предметы серебряной коллекции) до сих пор выставлялись буквально на считаные часы. Но наконец в музее проведены некоторые охранные мероприятия, так что теперь можно любоваться экспонатами без спешки. До июля включительно.

Например, такими. На фото — уздечный набор, находка из курганного могильника в окрестностях села Верхний Балыклей.

Драгоценные аксессуары степных вождей и их лошадей — настоящие сокровища. Древние конники любили украшать себя и своих скакунов. Может, наряжались и не для битвы, но уж на празднества точно. Парадно облачали умерших при погребении. Древнюю степную знать хоронили по высшему разряду. Военачальников клали в курган в лучших и дорогих одеждах, чтобы и в потустороннем мире они могли красоваться согласно статусу.

«Модные штуки» древних всадников, что уцелели в земле, и через тысячу лет впечатляют разнообразием форм, орнаментов, технологий. Серебряные наборные пояса с искусным чернением и позолотой, да еще на сапоги нашивали по сотне серебряных бляшек. Не шапка Мономаха, но всё равно ведь тяжело…

 

Поясной набор X — нач. XI вв. Серебро.

 

Украшения сапог  X — нач. XI вв. Серебро.

 

И конская сбруя из серебра — можно представить, как блестело убранство на степном солнце.

Детали серебряного сбруйного набора (находка из к.г.Маяк Октября) Х-начало ХI вв. 

— Чтобы все это достойно показать публике, проведена  кропотливая реставрация. Представьте, вещи много веков пролежали в земле. Наш реставратор Андрей Германович Черемушников буквально спасает их, — делилась куратор выставки Наталья Хабарова, заведующая отделом археологии ВОКМ. После моих поздравлений она рассказала, что исследованием и атрибуцией раритетов занимались и научные сотрудники музея Ирина Лапшина, Анна Кривошеева, Анна Жадаева. Это большой коллективный труд.

Куратор выставки Наталья Хабарова

 

Выставка охватывает период, начиная с I тысячелетия до нашей эры и заканчивая XIV веком.

Очень ценный сарматский клад, найденный близ станицы Качалинской Иловлинского района (II век до н.э.), красивые вещи из курганных могильников савроматов, хазар, печенегов, изысканные резные накладки из кости на колчаны золотоордынской эпохи, оружие, наконечники стрел, утварь… Артефакты, которые археологи нашли в курганах еще до войны, в 1926 году, и самые свежие, которые относятся к 2015 году.

 

Сбруйные украшения из Качалинского клада

Феноменальная археологическая находка — клад, обнаруженный близ станицы Качалинской Иловлинского района Волгоградской области. Ценности, датированные II в. до н. э., насчитывают 31 предмет конского снаряжения и украшений из позолоченной бронзы, серебра, стекла. Все это было найдено в зарытом в землю большом бронзовом котле. Драгоценности с большой долей вероятности принадлежали знатному вождю, представителю степной аристократии сарматских племен, которые безраздельно господствовали в конце I тыс. до н. э. – начале I тыс. н. э. в степях Евразии.

Патриарх волгоградской археологии профессор Владислав Мамонтов, который «копает» уже более полувека, образно описал порядки кочевых народов:

— Лошадь и человек связаны с незапамятных времен. Древний человек мыслил примитивно, для него лошадь была попросту быстро бегающей едой. Но со временем эти мощные животные стали неотъемлемой частью цивилизации. Изобретение псалий (часть узды, соединяющая удила с поводьями — прим. Ю. Г.) сделали лошадь тягловой силой, средством передвижения и ведения боевых действий. А с наступлением эпохи сарматов появились громадные табуны — ленинградский археолог Валентин Шилов однажды обнаружил захоронение воина, вместе с которым положили 50 голов лошадей.

Боевой конь был вторым «я» древнего воина. Печенег или половец любил его больше, чем жену. Он проводил на коне почти всю жизнь, старался наряжать его лучше, чем у друзей-товарищей, добывая для этого искусно сделанные древними мастерами принадлежности.

 

Сбруйный набор из курганного могильника Барановка

В воображении современников образ сарматов-кочевников, буквально сливавшихся со своим конем в бешеной скачке, породил легенды о мифических кентаврах.

Прошу Наталью Хабарову показать мне самый загадочный экспонат выставки. Она подводит меня к застекленной витрине — там череп сарматской жрицы со странным идеально ровным отверстием на макушке. Кто и зачем его сделал, до или после смерти женщины? Не понятно.

Скелет был раскопан в районе села Перегрузное Октябрьского района. Две тысячи лет он хранит секрет, который ждет своего исследователя —  для чего проделана маленькая дырочка в голове древней высокопоставленной дамы.

Может, это позднейший розыгрыш, мистификация? Не похоже, говорит Мамонтов:

— Трепанация черепа как медицинское вмешательство воинственным кочевникам была знакома. Опухоли удаляли даже с помощью каменных орудий, полевая хирургия существовала уже в древности. И отверстия в костной ткани после успешно проведенной трепанации зарастали. А здесь совсем другой случай, который не укладывается в рамки сегодняшних знаний.

Мистика и магия присутствуют в костяных накладках на колчанах. По всей видимости, косторезное ремесло передавалось народным способом и резчиком был сам всадник:

— Обереговый тайный смысл заключен в геометрических и растительных узорах. Особо сильными считался образ хищных зверей. Присутствуют и силуэты лани, оленей, людей — они отражают космогонические представления, верования людей того времени, — рассказывает кандидат исторических наук Ирина Лапшина.

 

— Мы выяснили, что узоры не просто прорезались, но и раскрашивались в зеленый, черный, красный цвет. Графическая реконструкция проведена Евгением Мысльковым — и открылась красота необыкновенная!

 

Степной страж.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz