Частные коллекции. Старые куклы с шармом.

Я уважаю коллекционеров. Встречи с ними никогда не разочаровывают. Недавно познакомилась с владелицей большой коллекции антикварных кукол — искусствоведом Мариной Политовой из Москвы. Кое-что из её богатого собрания сейчас можно посмотреть в волгоградском музее ИЗО. Выставка «Путешествие в мир куклы» работает до 24 апреля.

 

 

Первое, на что упал мой взгляд, — крошечные детали кукольного туалета. Кукольный корсет с чулочками — такие корсеты заказывали в настоящих дамских мастерских.

И башмачки. Но странно — туфельки стоптаны. Впрочем, никакой мистики. Кукла «спала», «ела», «умывалась» и «гуляла» с ребенком по двору и саду.

 

Старинные куклы. Немецкие, французские, российские. Дамы, девочки, дети, пупсы. Фарфоровые, восковые, тряпичные. Миниатюрные креслица, коляски, посудка, аксессуары. Марина собирала свою коллекцию 17 лет.

 

 

— На тринадцатилетие мама подарила мне фарфоровую красавицу в бархатном платье. Я была влюблена в нее. Такая кукла была только у меня, — рассказывает Марина, — С тех пор мне стали дарить много таких кукол, ведь со временем они стали доступнее. У меня появилась любовь к кукле авторской, художественной — это было связано с моей будущей профессией искусствоведа. Со временем я заинтересовалась куклами антикварными — XIX-начала XX веков. И поняла, чего точно хочу от коллекционирования, кроме удовольствия поиска и радости обладания — раскрыть историю куклы. Когда я начала организовывать выставки, то еще острее стала потребность просвещать, показать и рассказать.

На волгоградской выставке лишь часть антикварной коллекции — около ста экспонатов 1830-1930-х годов.

Немного истории. Первые механические куклы появились в первой половине XVIII века. Они назывались «автоматонами». Часовой механизм заставлял куклу танцевать, ходить, вязать. На выставке есть кукла-малыш в розовом костюме, которая сохранила действующий завод и умеет ползать. 

 

 Ещё одна старинная забава — трёхлицая кукла. Страшноватая, на первый взгляд. Зато умеет и смеяться, и плакать, и спать. Можно было выбрать кукольную мину по настроению и закрыть два лишних лица чепчиком.

 

 Изначально куклы были своеобразными журналами мод, по которым женщины ориентировались, что «нынче носят». В разное время кукольная мода влияла на женскую и наоборот. Вглядываешься и лучше представляешь фасоны пра-пра-прабабушек.

Наряды кукол — кружева, атлас, оборки, воланы — отличались от настоящих дамских лишь маленькими размерами. Всё остальное — сложный крой, технологии шитья — точно соблюдались. Эти рюши, пуговички, шляпы с бантами можно рассматривать бесконечно.

Не потому ли на выставке присутствует изысканное женское платье начала ХХ века? Дама могла выйти в нём на чинную прогулку под летним ажурным зонтом.

А Марина Политова выходила в нём замуж! Стильный наряд нежного палевого цвета в любом веке остаётся романтичным и женственным.

 

Куклы стали предметом коллекционирования достаточно давно – первые коллекции начали формироваться еще в XVI веке. На выставке присутствуют две особы немецкого производителя Kestner — брюнетка и блондинка. Обе ростом с годовалого ребёнка. В них «играли» взрослые.

 

К ним прилагался целый мир — мебель, посуда, гардероб, игрушки, с помощью которых составлялись разные мизансцены: чаепитие в гостиной, например.

Год 1909-й стал революционным в истории кукол. Компания Каммер и Рейнхардт выпустила в свет первого пупса. Он был похож на старичка или на настоящего новорожденного — такое же сморщенное личико, непропорциональное тело. Но в ХХ веке решили, что нужно готовить девочек к материнству с малых лет.

 

Ккукла фирмы Toy Company ( США) 1920-го года. Фарфор, стекло, кожа.

 

В витрины с крошками-пупсиками я почувствовала прилив ностальгии. Господи, да у кого из советских школьниц не было такой дюймовочки! Точно такой же голыш с размером с ладонь был и у меня когда-то… К нему прилагался набор бельишка — чепчик, распашонка, пелёнка. Кое-что мы пытались шить сами. На снимке его предшественник из Германии.

 

Вот думаю. В чём феномен популярности кукол-антикварочек? Часто они неказисты, потрепаны. Но со своим столетним румянцем и поблекшими нарядами эти «вечные девушки» трогают наивностью и неочевидным, но бесспорным шармом. В них остался не только след цивилизации, но и чьё-то далёкое милое детство.

 

****

Взгляд напоследок.

Люлька детская, реплика к. XIX века. Германия, 2000-е г. кукла фирмы S. F. B. J. (UNIS), Франция, 1920-е. Фарфор, стекло, композит, мохер, ручная роспись.

 

 

Кукла фирмы  William Coebel. Германия, 1900-е. Фарфор, стекло, композит, а ленточка в косу была вплетена её неизвестной хозяйкой.

 

 

Кукла фирмы  Armand Marseille. Германия, 1900-е. Фарфор, стекло, кожа.

 

 Кукла фирмы Gerbruden Kuhnlenz. Германия, 1890-е. 

 

Куклы российского игрушечного производства «Шраер и Фингергут». Конец XIX века.

 

 

Кукла-монахиня фирмы Schoenau & Hoffmeister, Германия, 1910-е годы. В начале Первой мировой вошли в моду куклы-монахини и куклы-сёсетры милосердия.

Поделиться

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz